Московский патриархат. Тихвинская и Лодейнопольская Епархия
ДНЕВНОЕ РАСПИСАНИЕ МОНАХОВ И ПОСЛУШНИКОВ УЧАСТВУЮЩИХ В УТРЕННЕМ БОГОСЛУЖЕНИИ:
Подъем
Утренняя служба - полунощница, утреня, 1 час
В дни когда не служится Божественная Литургия читаются 3,6.часы и изобразительны, (их, по благословению совершать можно в келлии либо 300 молитв Иисусовых по чёткам, либо творить молитву 30 мин., в зависимости от навыка брата), после чего отдых и в 10 час. - келейное правило по чёткам, либо труды в зависимости от послушания.
При совершении Божественной Литургии в будни, начало следует сразу после утрени, (каждый четверг обязательно, так же служится Литургия особо почитаемым святым, (как напр. Небесным покровителям братии и проч.).
Обед
У всей братии труды по послушанию
Вечернее служба (для всех обязательна) 9й час, вечерня, повечерие
По окончании тропари свтт. Николаю и прп. Киприану Стороженскому величание, молитва преподобному, если служба совершалась в храме прп. Киприана, если же в храме святителя Николая, соответственно молитва святителю, и чин прощения.
Не окончим день братия, прощения друг у друга не испросив.
По окончании службы трапеза, после трапезы завершение работ по обители - старшая братия не имеет фиксированного окончания работ.
Трудимся братия по необходимости для обители, сколько потребно, да совершаем труды свои с молитвой Иисусовой.
Режим молчания
Чтение книг духовных, вечернее келейное правило, духовное делание (пребываем братия, в тишине, богомыслии и молитве – главным своим делом занимаясь).
Отход ко сну
В Субботу, Воскресенье, престольные праздники, двунадесятые и великие праздники служится «поздняя» Божественная Литургия
т.е. накануне всенощное бдение, а утром 3 и 6 часы начинают читаться в 9час. 40мин и в 10 час. Божественная Литургия. После трапезы отменяются работы за исключением жизненно необходимых для обители, как то трапезная, котельная и подобное.
На воскресном повечерии вместо канона читается акафист Матери Божией пред иконою Её, именуемой «Троеручица» все жители монастыря присутствуют и молятся в храме обязательно (помним братия, что образ сей, есть благословение нашей обители со Святой горы Афон).
РАСПОРЯДОК ДНЯ ТРУДНИКОВ, А ТАК ЖЕ ПАЛОМНИКОВ И ГОСТЕЙ МОНАСТЫРЯ.
Подъем
Утренние молитвы (читаются в храме, старшим по послушаниям)
Труды по послушанию - до 11:30
Обед
Работы по послушанию - до 16:30
Вечернее Богослужение (для всех без исключения)
По окончании вечерней службы вечерняя трапеза, после чего личное время - келейные правила. На протяжении всего дня все труды и послушания совершаются с молитвой Иисусовой.
Молитвы на сон грядущим (читаются в храме, учиненным чтецом)
После правила режим молчания – отдых, чтение, духовное делание келейная молитва.
Отход ко сну
В субботу: Распорядок богослужения, правил и трапезы, такой же как в будни.
Труды по послушанию до 11:30. С 13 до 15 часов уборка территории и келлий, После чего отдых, для желающих баня.
В Воскресенье: Распорядок богослужения, правил и трапезы в скиту один, как и у старшей братии, так и у всех.
Краткий внутренний устав и распорядок
Наш скит образован на месте древнего монастыря основанного в 16 м веке. Это время на Руси, особенно в небольших обителях уставы всё ещё были приближены к Афонским уставам, привезённым прп Антонием Печерским со Святой Горы и взятым за основу с 12-го века уже повсеместно в России.
В скиту за основу принят устав Святой Горы Афон, монастыря Хилендар (Хиландар). В благословение на возрождение Свято-Никольского Киприано-Стороженского монастыря игуменом Методием с братией Хилендарской обители нам была передана, написанная на Афоне, точная копия иконы Матери Божией именуемой «Троеручица». Хилендар - один из древнейших монастырей на Афоне, который, по языковому и этническому признакам, наиболее близок российским обителям. Устав этот адаптирован к уставу РПЦ и представлен правящему архиерею. Нашему владыке и Священноигумену, преосвященнейшему Мстиславу епископу Тихвинскому и Лодейнопольскому.
Основатель Свято-Никольского Киприано-Стороженского монастыря, сам преподобный Киприан Стороженский, (по преданию раскаявшийся разбойник) в монашестве был великим молитвенником, коим и остался после отшествия своего в Царствие Небесное. Соответственно вся жизнь, в основанной им обители, была настроена на глубокое и внимательное внутреннее молитвенное делание, основой чего является, по мнению всех святых отцов, творимая умом в сердце молитва Иисусова.
Именно молитве по четкам, издревле и отводиться в скитах центральная роль. На службе братия также не должны прекращать молитвы Иисусовой, совершаемой в уме. В течение дня все так же, непрестанно молятся уже без счета, произнося Иисусову молитву, кто вслух, кто вполголоса, в зависимости от послушания, навыка и устроения брата. Перед отдыхом вся братия выполняет молитвенное правило по четкам, привыкая, молиться непрестанно.
Ученик известного Афонского апологета умной молитвы Иосифа Исихаста старец Ефрем, (Филофейский), ныне основатель множества монастырей в Аризоне, считает, что строгое общежитие при подобном уставе и должном руководстве быстрее всего и легче всего приводит монаха к преуспеянию. И что даже такое, казалось бы, механическое, на первых порах, произнесение молитвы Иисусовой способствует очищению ума, исцелению сердца от страстей и усвоению умом и сердцем сладчайшего имени Иисуса, просвещению, очищению и, в конце концов, преображению падшей человеческой природы. То есть именно тому, ради чего все мы и покинули мир, приняв монашество.
Таким образом, весь день и часть ночи в зависимости от распорядка дня должны проводиться братией и гостями обители в непрестанном упражнении в молитвенном делании. Это основа устроения, непосредственно нашего скита, соответственно обязательна, к исполнению, всеми населяющими скит, как братией, так и гостями.
Личное келейное правило каждому даётся его духовником, о чём ставится в известность настоятель скита. У новоначальных правило согласовывается со старцем, духовно окормляющим скит. Для гостей, так же, непременно, ежедневное келейное чтение Евангелия, св. отцов и соблюдения общего устава и всего распорядка скита.
Об уставе скита
Убеждённости в том, что устав святой горы Афон, это наиболее подходящий из уставов, послужило несколько причин. Из которых первая та, что устав этот составлен на основе и в полном соответствии древним иноческим уставам, основанным на известном «Ангеловом правиле», данном преподобному Пахомию Великому самим Ангелом Божиим. Далее, как известно устав прп. Пахомия Великого стал основой уставов составленных, как свт. Василием Великим, так же прп. Венедиктом (в западной традиции Бенедиктом) Нурсийским и Саввой Освященным, то есть именно тех четверых монахов, которые и считаются апологетами общежительного монашества. Соответственно в монашеской «республике» на Святой Горе изначально (и по сию пору) устав практически общий для всех обителей. Исключение может составлять распорядок дня, и какие – то индивидуальные для каждой обители особенности, что является традицией возникшей вследствие исторического возникновения обители, её епархиальной, геополитической, либо этнической принадлежности, которые, как любое исключение из правил, само правило, только подтверждают. Это положение вещей, в равной степени, свойственно и русскому монашеству.
Известно, что в XI веке такой устав был привезён в Россию с Афона преподобным Антонием Киево-Печерским, тем самым, который с прп. Феодосием считаются основателями Киевской лавры, (до них там только митрополит Илларион выкопал пещерку). После основания лавры Афонский устав стал основой общежительного устава русских монастырей.
Такое положение сохранялось неизменным в русских монастырях до старообрядческого раскола, после чего сохранялось, либо в небольших заштатных монастырях, либо у старообрядцев. Однако и в крупных штатных монастырях, при внесении большей пышности в обрядовую сторону богослужения, сам дух монашества не исчезал, и чем более ощутимо было в обители присутствие этого благодатного духа, тем более подвижников там появлялось. Последние же для своих подвигов искали уединения, либо возрождали скиты, в которых, (если мы говорим о подвижниках монашества), обязательно утверждался устав по Афонскому образцу. В случае нашей обители, учитывая времена основания и расцвета Свято-Никольского, Киприано - Стороженского монастыря, должно признать, что в ней мог быть только Афонский устав.
Окончательным же утверждением в этом послужило опубликование святейшим патриархом Кириллом общего для всех «Положения о монастырях и монашествующих». В начале документа говорится:- ««Настоящее Положение составлено на основании Устава Русской Православной Церкви (глава XII, §8): «Монастыри управляются и живут согласно положениям настоящего Устава, гражданского Устава, “Положения о монастырях и монашествующих” и своего собственного Устава, который должен быть утверждён епархиальным архиереем». Целью Положения является определение основных положений монашеской (иноческой) жизни в монастырях Русской Православной Церкви в современных условиях»».
«Положение о монастырях и монашествующих», кроме того, что возвращает дух современных монастырей к истинному монашеству, так же вполне соответствует древним русским уставам общежительных монастырей, то есть - по сути, уставам Афонским. По этой причине за основу и взят Афонский устав, (как собственно, первооснова), на что сразу откликнулись монахи святой горы Афон. Там, в монастыре Хилендар была написана точная копия чудотворной иконы Матери Божией, именуемая «Троеручица» и передана как благословение Святой Горы на возрождение Свято – Никольского, Киприано – Стороженского мужского монастыря игуменом Хилендаря о. Методием с братией. Свидетельством этому собственноручное их дарственное написание и печать на оборотной стороне иконы, к сему так же приложены соответствующие документы.
Необходимо упомянуть, что икона Матери Божией «Троеручица», являясь собственностью святого писателя канонов прп. Иоанна Домаскина, после известных событий связанных с исцелением отсечённой руки преподобного, вместе с ним перешла в иерусалимский монастырь прп. Саввы Освященного, одного из четырёх основателей монашеского общежительного устава. Согласно предсказанию самого прп. Саввы, по прошествии, порядка трёхсот лет, эта икона, после молитв братии и внушению свыше, была передана святителю Савве Сербскому, как благословение на Святую Гору Афон, в монастырь Хилендар. Как особое Произволение Матери Божией, вместе с иконой в Хилендар передали, так же посох прп. Саввы Освященного, который по сей день находится в этой обители и хранится в одном кивоте с иконой, Царицы Небесной именуемой «Троеручица».
Интересно, так же то, что именно вразумление Господне и невероятная сила покаяния, положили начало монашеского жития на том месте, где, в последствии, был основан монастырь Хилендар. По преданию задолго до основания этой обители, на Афон очередной раз высадились пираты с целью разбоя и грабежа, однако затерялись в тумане, да так что не могли выбраться ни какими силами. Долго блуждали разбойники и взмолились, а по молитве были вразумлены Господом и наставлены на путь спасения, после чего, ни куда идти более не пожелали, но решили на том же месте остаться, посвятив остальную жизнь покаянию и молитве. Именно они и построили первые келлии, на месте, где преподобный Симеон Мироточивый со своим сыном Саввой Сербским впоследствии создадут монастырь. Хилендар, само слово это означает – «Тысяча даров».
Таким образом, не одна, но совокупность причин и некоторое духовное родство, послужили причиной, по которой нами был принят устав монастыря Хилендар. Устав этот, естественно, приведённый в согласие с уставом Русской Православной Церкви и «Положением о монастырях и монашествующих», а равно в соответствие нашим условиям и традициям, приводим ниже.
Настоятель Свято-Никольского Киприано-Стороженского скита
иеромонах Варлаам (Карабашев).
новости
нашего скита
23 марта
16 апреля
14 апреля
24 декабря